Страницы

вторник, 17 ноября 2020 г.

Есть ли место традиционному декоративно-прикладному искусству в современной жизни?


 Все мы в той или иной степени сталкиваемся с традиционным искусством своей страны. Начиная с народных сказок и потом по жизни, промелькнет где-то знакомый витиеватый узор, покажется вдали резное окошко, донесется звук балалайки. Все это пролетает мимоходом, вроде забытое, не модное, хоть и родное, но кажется уже не нужное. Мы не так уж и обращаем внимание на наши традиции среди заморской пестроты, ну чего мы у нас не видели? Так было и со мной до определенного момента, пока я заново не познакомилась с нашим народным искусством. Оказалось, что мы о нем совсем мало знаем, а ведь это огромный мир красоты и вдохновения. С тех пор, я только и делаю, что совершаю новые открытия и пополняю копилку нахлынувших идей.

Традиция помогла мне найти свой творческий стиль, обрести не только опору, но и крылья. Для меня традиция значит очень многое. Она, как дорогая добрая бабушка. Знаете, такая бабушка, которая всегда приголубит, чаем напоит с пирогами, спать уложит и сказку расскажет. 

 

babushka-v-okoshke-kartina
"Бабушка в окошке" Г. Граева (холст/масло)

И что бы ни случилось, как бы мир не переворачивался с ног на голову, а у бабушки все по прежнему: тот же ковер на стене, те же тарелки в цветочек, та же скатерка на столе и сказка, которую слышал сотни раз и знаешь наизусть, та же самая. Слушаешь эту сказку с удовольствием и точно знаешь, что все в ней найдут свое счастье, и будут они жить поживать и добра наживать. Слушаешь, и мир постепенно с головы вновь встает на ноги и кажется, что ты и сам уже твердо стоишь на ногах и знаешь, что делать, ведь всегда можно вернуться к бабушке, а у нее всегда на столе пироги и сказка наготове.


 Когда мне тяжело и тревожно и не знаю, как быть я всегда обращаюсь к традиции. Словно бегу к бабушке, сколько бы лет мне не было, а она всегда старше и мудрее. Я открываю книги со старинными образцами народных промыслов, изучаю элементы, достаю краски и пишу старую сказку своими словами-завитками. Один завиточек к другому, складывается узор, словно сказка сказывается. Я знаю ее наизусть, поэтому пишу почти без запинок. Раз за разом повторяю те же самые узоры, как когда-то в стародавние времена крестьянские художники. Эта узорчатая связь дает мне опору, чувство постоянства ведь узоры всегда остаются узнаваемыми, родными. Постепенно и мысли мои и чувства обретают спокойствие и уверенность.

sunduchok-permogorskaya-rospis
Сундучок - пермогорская роспись
  

Вот почему так важно оберегать и сохранять традиционное искусство. Конечно мы – современные авторы стремимся рассказать старую сказку на новый лад, применяем новые цветовые решения, новые подходы, экспериментируем. Это хорошо, но нужно обязательно знать и владеть традиционным искусством, уметь его доносить, только после этого возможно экспериментировать с традицией.

razdelochnaya-doska-uftyuzhskaya-rospis
Уфтюжская роспись
 

Кто-то скажет, что интересного в повторении одних и тех же элементов?  Где тут творчество? Ответ на этот вопрос становится очевидным, стоит только взяться за кисть. Имея опыт преподавания декоративно-прикладного искусства мне очень хорошо известно, в каком ступоре оказываются ученики, когда нужно придумать композицию на основе элементов той или иной росписи. Это далеко не так просто, как кажется. И притом, что элементы одинаковые, у каждого автора выходит всегда по-своему. Как и у любого рассказчика есть своя манера, так же и тут. Поэтому у меня например, есть любимые мастера в каждой технике. Узнаю их почерк, стиль, как и картины разных художников мы узнаем и без подписи.

master-klass-po-permogorskoj-rospisi
Работы моих учеников (пермогорская роспись)


 
paskhalnye-kulichi-s-permogorskoj-rospisyu
Пасхальные куличи, расписанные в технике пермогорской росписи (работа моей ученицы)

Традиционное искусство объединяет поколения на протяжении веков и современных авторов в их любви к народному творчеству. Здесь не бывает понятия плагиата. Если вы пишите в традиционной технике, то каждый может изображать один и тот же узор, потому, что он принят в данной росписи. Только нельзя забывать, что многие авторы создают на основе традиционных техник свои собственные и это надо уметь отличать и относиться с уважением. Таким образом, роспись становится уже авторской. 

Интерес к народному искусству постепенно возрождается. Мне оно кажется очень смелым и очень прогрессивным. Решиться украсить свою жизнь народными узорами сейчас значит бросить вызов навязанным схемам. Решайтесь, не пожалеете! Ведь даже любуясь традиционным искусством, в душе обретается спокойствие и та самая опора, которой нам так теперь не хватает.

Загляните на страничку "Роспись по дереву", там вы найдете мою новую работу с описанием и указанием размеров. Фольклорный сюжет с элементами шенкурской росписи для создания уюта в доме и душе:

razdelochnaya-doska-shenkurskaya-rospis
Разделочная доска "Вечерок"

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий