Иногда меня
спрашивают, откуда я беру идеи для своих картин и как мне вообще могло такое в
голову прийти (в хорошем смысле).
Я и сама вдруг стала об этом задумываться,
ведь много лет я вообще не знала, как и что рисовать. Много раз слышала фразу о
том, что для художника главное найти свой стиль, свой особый почерк и в нем
работать. Это как основа творчества, опора. Говоря о таких понятиях, у меня
складывается образ почвы, из которого растет дерево. А где же еще искать эту
самую основу, как не в собственном детстве?
После долгих
попыток найти свой стиль, я просто незаметно для самой себя оттолкнулась вновь
от той самой почвы, которая была мне дана с рождения. Я вновь стала рисовать
так, как мне хотелось в детстве и то, что мне хотелось рисовать в детстве, но
тогда еще не хватало мастерства. Я не сразу осознала это возвращение к своим
корням. Произошло это случайно.
Однажды мне
вспомнились мои детские книжки, когда-то отправленные родителями за
ненадобностью на дачу. К счастью, некоторые из них удалось найти. Когда я снова
с трепетом стала перелистывать любимые страницы, меня осенило! Я просто сразу
поняла, откуда ноги растут у моих картин и откуда у меня такая любовь к
декоративно-прикладному искусству. Все как будто выстроилось в логическую
цепочку. Так приятно было их листать и вспоминать свой восторг от картинок. И
самое удивительное, что многих иллюстраций, а особенно их деталей я не помнила
и не вспоминала долгие годы, но каким-то образом, они, так или иначе,
отразились спустя много лет в моих картинах. Это нельзя назвать копированием
или кражей идей, конечно нет, ведь это было моим детским впечатлением, на
основе которого я придумала уже свои образы. Можно сказать, что иллюстрации
моих детских книг учили меня рисованию. Мне хотелось рисовать так же, как в
книгах. Я даже через копирку некоторые картинки переводила, и следы
карандашного контура на них так и остались.
С большой
благодарностью я отношусь к тем художникам, которые подарили мне столько
невероятных впечатлений. Наверно, не очень скромно с моей стороны будет
заявить, но я считаю их своими учителями. Я поняла, что мне всегда хотелось,
чтобы иллюстрация стала картиной, чтобы ее можно было повесить на стену и
любоваться. Поэтому я очень люблю, когда в картинах можно прочесть историю. В
этой статье я хочу упомянуть моих любимых авторов, пусть не всех, но хотя бы
некоторых, подаривших мне столько счастья.
Помню, когда я
болела и нужно было соблюдать постельный режим, я всегда просила дать мне
посмотреть книжки. Мама приносила мне большущую стопку, и я часами, не спеша
разглядывала картинки. Это было невероятное удовольствие, и болеть даже
казалось приятно. Я не знала еще тогда имен художников, иллюстрировавших книги,
но понимала, что некоторые из них создавал один и тот же человек.
Никогда ни с
кем нельзя было спутать легкие, яркие, живые акварельные работы Анатолия
Елисеева. В них все, словно движется! Мимика персонажей настолько живая, что
тут же улавливаешь каждую эмоцию. У Елисеева даже окружающий фон будто
сопереживает происходящему, по нему всегда можно определить настроение каждого
эпизода. А как потрясающе переданы персонажи русских сказок! Я всегда, глядя на
них чувствовала, что это и есть наше, родное. И еще в его творчестве мне всегда
нравилось наличие декоративных элементов: виньеток, фольклорных узоров, они
порой выступают также, как полноценная часть пейзажа.
На этой
странице как раз виден карандашный контур на ежике, которого я переводила через
копирку.
Мне несказанно повезло, что в моем детстве с книжной графикой работали блистательные художники, выдающиеся таланты. И я знаю, что многие так же, как и я навсегда сохранили воспоминания об их работах. Вот один из шедевров Эрика Булатова и Олега Васильева: сборник сказок народов СССР «Голубая птица».
Мне несказанно повезло, что в моем детстве с книжной графикой работали блистательные художники, выдающиеся таланты. И я знаю, что многие так же, как и я навсегда сохранили воспоминания об их работах. Вот один из шедевров Эрика Булатова и Олега Васильева: сборник сказок народов СССР «Голубая птица».
Это также одни
из моих любимейших авторов. Меня всегда привлекала декоративность и графичность
их работ. Изящные, уверенные линии переплетаются, притягивают взгляд, увлекают
за собой и ты уже далеко-далеко в мире сказок и фантазий.
Никогда не забуду созданные этими авторами
иллюстрации к сказке «Золушка», они настолько засели в моем сознании, что
теперь всех увиденных Золушек я сравниваю с тем, единственно верным образом.
Еще одна обожаемая книга детства: «Уморилась» со стихами Е. Благининой и иллюстрациями Натальи Князьковой. Когда хочется солнца, цветов и зеленой травки, можно найти все на этих страницах. Эти иллюстрации учат замечать красоту, которая часто оказывается у нас прямо под ногами, стоит только приглядеться.
В конце книги
солнышко превращается в луну и дарит ощущение чуда, совершающегося каждый день.
А это знакомая
всем сказка «Морозко» с иллюстрациями Тамары Шеварёвой. Наверное, я бы не
любила так эту сказку, если бы не волшебные картинки, на которых оживает зимнее
волшебство, веет студеный зимний ветер со снежными хлопьями, а на столе ждет
горячий самовар.
Дальше
открываю книгу с завораживающими своей незнакомой, экзотической красотой
иллюстрациями Елены Антимоновой к сборнику вьетнамских сказок «Чудесная
жемчужина».
Любимых
иллюстраторов у меня много, всех не перечислить, но очень хочется поделиться
впечатлением также и от работ Леонида Владимирского. Говоря о нем, сразу
вспоминаются иллюстрации, прежде всего к циклу повестей А. М. Волкова об
Изумрудном городе и «Приключения Буратино». Его стиль также не спутаешь ни с
кем, он сразу узнаваем. Впервые я познакомилась с этим художником, читая именно
«Волшебника Изумрудного города». Мне было 7 лет, и книга, и особенно картинки
произвели на меня огромное впечатление. Я много раз пыталась нарисовать
Страшилу, как у Владимирского и других персонажей, а также пейзажи разных
волшебных стран, из этой книги. Но здесь мне хочется показать замечательные
иллюстрации этого автора к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Меня всегда
восхищал колорит иллюстраций Владимирского и то, с какой добротой, любовью,
фантазией и порой юмором переданы персонажи.
Есть у меня и
книжки, посвященные народному творчеству. Когда я увидела их после долгих лет
разлуки, то сразу поняла, откуда у меня такая любовь к этому искусству. Это,
прежде всего «Как на нашей улочке» Э. Котляр с иллюстрациями Татьяны Гнисюк,
выполненными в стиле полхов-майданской росписи и «Воздушные узоры» Л. Яхнина с
иллюстрациями Г. Дмитриевой, в которых оживают изделия вологодских кружевниц.
Были и другие
книги про филимоновскую, каргопольскую и дымковскую игрушки, но к сожалению,
потерялись. Сейчас, глядя на остатки моей детской библиотеки, я о них
вспомнила.
Еще у меня было много
книжек, сделанных на основе наших мультфильмов, вот например, как эта:
Один из
любимых мультиков, оставшийся в памяти благодаря волшебным образам, созданным
нашими художниками-мультипликаторами. До сих пор мои любимые мультфильмы это те
самые, советские, в которых как и в книжных иллюстрациях того времени можно
было запросто узнать того или иного автора. Каждый работал в своем уникальном
стиле, каждый дарил нам настоящее искусство.
Как же не вспомнить еще одну мою давнюю
любовь, всегда меня вдохновлявшую. Это открытки! У меня в детстве была своя
особая игра, в которую я играла исключительно в одиночестве: я вырезала
персонажей и всякие красивые детали из открыток и играла в них, сочиняя свои
сказки. Делиться этим мне ни с кем не хотелось, ведь вырезанные картинки были
очень хрупкими, и кто-то мог их нечаянно порвать или смять. Это был только мой
волшебный мир. В то время на открытках всегда была указана фамилия автора,
поэтому многих я уже узнавала по стилю, и радовалась, когда моя догадка
оказывалась верной. Вспоминаются такие имена, как В. Зарубин, Л. Похитонова, Ю.
Куртенко, Р. Достян, Н. Поклада.
В завершении
мне хочется просто сказать спасибо, любимым художникам, которые вдохновили меня
на творчество, подарили мне волшебные детские впечатления и помогли обрести
свой творческий почерк. Не всех я упомянула в этой статье, здесь есть и менее
известные имена. Конечно же мне не обойтись без творчества Виктора Чижикова, Ники
Гольц, Александра Аземши, Николая Беломлинского, Анатолия Савченко и многих
других. Кто-то из них до сих пор продолжает работать и радовать своими
шедеврами. И это очень воодушевляет! И еще очень радует, что многие книги моего детства сейчас успешно переиздаются.
Комментариев нет:
Отправить комментарий