Страницы

вторник, 14 января 2020 г.

Мои вдохновители




Иногда меня спрашивают, откуда я беру идеи для своих картин и как мне вообще могло такое в голову прийти (в хорошем смысле). 
Я и сама вдруг стала об этом задумываться, ведь много лет я вообще не знала, как и что рисовать. Много раз слышала фразу о том, что для художника главное найти свой стиль, свой особый почерк и в нем работать. Это как основа творчества, опора. Говоря о таких понятиях, у меня складывается образ почвы, из которого растет дерево. А где же еще искать эту самую основу, как не в собственном детстве?

После долгих попыток найти свой стиль, я просто незаметно для самой себя оттолкнулась вновь от той самой почвы, которая была мне дана с рождения. Я вновь стала рисовать так, как мне хотелось в детстве и то, что мне хотелось рисовать в детстве, но тогда еще не хватало мастерства. Я не сразу осознала это возвращение к своим корням. Произошло это случайно.
Однажды мне вспомнились мои детские книжки, когда-то отправленные родителями за ненадобностью на дачу. К счастью, некоторые из них удалось найти. Когда я снова с трепетом стала перелистывать любимые страницы, меня осенило! Я просто сразу поняла, откуда ноги растут у моих картин и откуда у меня такая любовь к декоративно-прикладному искусству. Все как будто выстроилось в логическую цепочку. Так приятно было их листать и вспоминать свой восторг от картинок. И самое удивительное, что многих иллюстраций, а особенно их деталей я не помнила и не вспоминала долгие годы, но каким-то образом, они, так или иначе, отразились спустя много лет в моих картинах. Это нельзя назвать копированием или кражей идей, конечно нет, ведь это было моим детским впечатлением, на основе которого я придумала уже свои образы. Можно сказать, что иллюстрации моих детских книг учили меня рисованию. Мне хотелось рисовать так же, как в книгах. Я даже через копирку некоторые картинки переводила, и следы карандашного контура на них так и остались.
С большой благодарностью я отношусь к тем художникам, которые подарили мне столько невероятных впечатлений. Наверно, не очень скромно с моей стороны будет заявить, но я считаю их своими учителями. Я поняла, что мне всегда хотелось, чтобы иллюстрация стала картиной, чтобы ее можно было повесить на стену и любоваться. Поэтому я очень люблю, когда в картинах можно прочесть историю. В этой статье я хочу упомянуть моих любимых авторов, пусть не всех, но хотя бы некоторых, подаривших мне столько счастья.
Помню, когда я болела и нужно было соблюдать постельный режим, я всегда просила дать мне посмотреть книжки. Мама приносила мне большущую стопку, и я часами, не спеша разглядывала картинки. Это было невероятное удовольствие, и болеть даже казалось приятно. Я не знала еще тогда имен художников, иллюстрировавших книги, но понимала, что некоторые из них создавал один и тот же человек.
Никогда ни с кем нельзя было спутать легкие, яркие, живые акварельные работы Анатолия Елисеева. В них все, словно движется! Мимика персонажей настолько живая, что тут же улавливаешь каждую эмоцию. У Елисеева даже окружающий фон будто сопереживает происходящему, по нему всегда можно определить настроение каждого эпизода. А как потрясающе переданы персонажи русских сказок! Я всегда, глядя на них чувствовала, что это и есть наше, родное. И еще в его творчестве мне всегда нравилось наличие декоративных элементов: виньеток, фольклорных узоров, они порой выступают также, как полноценная часть пейзажа.



illyustrator-anatolij-eliseev
На этой странице как раз виден карандашный контур на ежике, которого я переводила через копирку.
 Мне несказанно повезло, что в моем детстве с книжной графикой работали блистательные художники, выдающиеся таланты. И я знаю, что многие так же, как и я навсегда сохранили воспоминания об их работах. Вот один из шедевров Эрика Булатова и Олега Васильева: сборник сказок народов СССР «Голубая птица».

vasilev-bulatov


Это также одни из моих любимейших авторов. Меня всегда привлекала декоративность и графичность их работ. Изящные, уверенные линии переплетаются, притягивают взгляд, увлекают за собой и ты уже далеко-далеко в мире сказок и фантазий.






 Никогда не забуду созданные этими авторами иллюстрации к сказке «Золушка», они настолько засели в моем сознании, что теперь всех увиденных Золушек я сравниваю с тем, единственно верным образом.
 

illyustraciya-bulatova-i-vasileva


Еще одна обожаемая книга детства: «Уморилась» со стихами Е. Благининой и иллюстрациями Натальи Князьковой. Когда хочется солнца, цветов и зеленой травки, можно найти все на этих страницах. Эти иллюстрации учат замечать красоту, которая часто оказывается у нас прямо под ногами, стоит только приглядеться.

illyustrator-natalya-knyazkova

В конце книги солнышко превращается в луну и дарит ощущение чуда, совершающегося каждый день.

illyustraciya-natali-knyazkovoj

 А это знакомая всем сказка «Морозко» с иллюстрациями Тамары Шеварёвой. Наверное, я бы не любила так эту сказку, если бы не волшебные картинки, на которых оживает зимнее волшебство, веет студеный зимний ветер со снежными хлопьями, а на столе ждет горячий самовар.

tamara-shevareva








Дальше открываю книгу с завораживающими своей незнакомой, экзотической красотой иллюстрациями Елены Антимоновой к сборнику вьетнамских сказок «Чудесная жемчужина».

elena-antimonova
illyustracii-eleny-antimonovoj


Любимых иллюстраторов у меня много, всех не перечислить, но очень хочется поделиться впечатлением также и от работ Леонида Владимирского. Говоря о нем, сразу вспоминаются иллюстрации, прежде всего к циклу повестей А. М. Волкова об Изумрудном городе и «Приключения Буратино». Его стиль также не спутаешь ни с кем, он сразу узнаваем. Впервые я познакомилась с этим художником, читая именно «Волшебника Изумрудного города». Мне было 7 лет, и книга, и особенно картинки произвели на меня огромное впечатление. Я много раз пыталась нарисовать Страшилу, как у Владимирского и других персонажей, а также пейзажи разных волшебных стран, из этой книги. Но здесь мне хочется показать замечательные иллюстрации этого автора к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Меня всегда восхищал колорит иллюстраций Владимирского и то, с какой добротой, любовью, фантазией и порой юмором переданы персонажи.

illyustrator-leonid-vladimirskij

 





Есть у меня и книжки, посвященные народному творчеству. Когда я увидела их после долгих лет разлуки, то сразу поняла, откуда у меня такая любовь к этому искусству. Это, прежде всего «Как на нашей улочке» Э. Котляр с иллюстрациями Татьяны Гнисюк, выполненными в стиле полхов-майданской росписи и «Воздушные узоры» Л. Яхнина с иллюстрациями Г. Дмитриевой, в которых оживают изделия вологодских кружевниц.






Были и другие книги про филимоновскую, каргопольскую и дымковскую игрушки, но к сожалению, потерялись. Сейчас, глядя на остатки моей детской библиотеки, я о них вспомнила.
 

Еще у меня было много книжек, сделанных на основе наших мультфильмов, вот например, как эта:

multfilm
 Один из любимых мультиков, оставшийся в памяти благодаря волшебным образам, созданным нашими художниками-мультипликаторами. До сих пор мои любимые мультфильмы это те самые, советские, в которых как и в книжных иллюстрациях того времени можно было запросто узнать того или иного автора. Каждый работал в своем уникальном стиле, каждый дарил нам настоящее искусство.

 Как же не вспомнить еще одну мою давнюю любовь, всегда меня вдохновлявшую. Это открытки! У меня в детстве была своя особая игра, в которую я играла исключительно в одиночестве: я вырезала персонажей и всякие красивые детали из открыток и играла в них, сочиняя свои сказки. Делиться этим мне ни с кем не хотелось, ведь вырезанные картинки были очень хрупкими, и кто-то мог их нечаянно порвать или смять. Это был только мой волшебный мир. В то время на открытках всегда была указана фамилия автора, поэтому многих я уже узнавала по стилю, и радовалась, когда моя догадка оказывалась верной. Вспоминаются такие имена, как В. Зарубин, Л. Похитонова, Ю. Куртенко, Р. Достян, Н. Поклада.



  В завершении мне хочется просто сказать спасибо, любимым художникам, которые вдохновили меня на творчество, подарили мне волшебные детские впечатления и помогли обрести свой творческий почерк. Не всех я упомянула в этой статье, здесь есть и менее известные имена. Конечно же мне не обойтись без творчества Виктора Чижикова, Ники Гольц, Александра Аземши, Николая Беломлинского, Анатолия Савченко и многих других. Кто-то из них до сих пор продолжает работать и радовать своими шедеврами. И это очень воодушевляет! И еще очень радует, что многие книги моего детства сейчас успешно переиздаются.





Комментариев нет:

Отправить комментарий